Владимир Стержаков: «Считаю себя счастливым»

21.09.2018

В завершение встречи - афтографы и фото на памятьНакануне Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» вечером воскресенья, 16 сентября, с жителями Партизанска встретился Заслуженный артист Российской Федерации Владимир Стержаков.Творческая встреча, вход на которую для зрителей был свободным, в рамках кинотура по Приморью прошла в большом зале городского Дворца культуры. Жителям Партизанска, наш город Владимир Стержаков посетил впервые, артист представил программу с названием «Исповедь счастливого человека», приуроченную к его грядущему 60-летию.
Около двух часов подряд, стоя у микрофона, Владимир Стержаков рассказывал партизанцам о своем творческом пути. Но по большей части не о ролях в кино и сериалах, которых насчитывается около двухсот, а о театре, которому предан всей душой. И рассказ этот был теплым, живым, с юмором, доброй ностальгией и светлой грустью по сцене и живой игре перед зрителем, до которого «рукой достать».

С окраин Таллина…

— Мне очень повезло. Я считаю себя счастливым человеком, потому что вырос в безмерной, необъятной любви своих родителей и старших сестер, — начал свой рассказ артист.
Семья была обычной, рабочей. В Великую Отечественную войну отец ушел в партизаны на Смоленщине 15-летним юношей, а маму угнали на работы в Германию. К счастью, родителям довелось выжить в эти страшные годы. После войны они встретились. Тяжело жилось в неблагоустроенных бараках, построенных пленными фашистами на окраине Таллина, но семья была дружной, родители прожили вместе 54 года. Мальчишки воспитывались по законам двора, всю жизнь о том беззаботном времени артисту напоминают многочисленные шрамы на голове. Не до театров в то время было, не до кино – телевизор с тяжелой водяной линзой чудом казался.
Но, еще не окончив школу, девятиклассник Володя Стержаков отправился поступать в училище при Русском драматическом театре Эстонской ССР. Не он так захотел, дворовые друзья настояли, узнав из газеты, что в центре набирается студия драматического искусства.
Басен и стихов не знал, рассказал анекдот не очень приличного содержания, шокировав комиссию. Отправили домой учить басню. Во второй раз все получилось, поступил.
Утром ходил в школу на уроки, где боролся со сном, а вечером — на занятия в студии. С ним учился известный сейчас телепродюсер Юрий Аксюта. Вместе они поехали покорять Москву.
Театр увлек Владимира настолько, что даже после неудачной попытки поступления, он не сдался. Вернулся домой, подрабатывал в родной школе лаборантом, по совету директора перечитал немало книг, научившись чувствовать мелодию рифмы.
Партизанцам на творческой встрече артист прочел стихотворение Владимира Маяковского «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», с которым повторно поступал во все театральные вузы Москвы.
В произведении идет речь о благоустроенной ванной комнате, за которую герой благодарен советской власти. На тот момент таллинский паренек, проживший всю жизнь в бараке без удобств, так прочувствовал текст, так живо его декламировал, что юношу везде с первого тура принимали с распростертыми объятиями. Он выбрал Школу-студию МХАТ.
В студенческие годы Стержакову посчастливилось встретиться с мэтрами отечественного театра, учиться у известных деятелей или с теми, кому будет суждено стать знаменитым. Например, его курс вели Василий Марков и Евгений Евстигнеев, а 27 марта, в День театра и день рождения одного из педагогов Школы-студии МХАТ, туда неизменно приходили Фаина Раневская и Ростислав Плятт, а их встречала благоговеющая молодежь. В дипломе артиста стоит подпись председателя экзаменационной комиссии Иннокентия Смоктуновского, чем Владимир Стержаков очень дорожит.

…в труппу МХАТа

По окончанию учебы в 1981 году молодого артиста были готовы зачислить драматическим актером во МХАТ. Правда, канцелярии по законам того времени требовалась московская прописка и жилплощадь. Пришлось решиться на фиктивный брак. Друзья подыскали невесту, согласную на этот вариант, – студентку консерватории. Потому в дальнейшем на вопрос о том, сколько раз был женат, Владимир Стержаков отвечал: «Полтора».
В театре молодой актер служил с Иннокентием Смоктуновским, Вячеславом Невинным, Анастасией Зуевой… Спектакли в те годы готовили почти год, репетируя каждый день по восемь часов, а в коридоре у гримерных перед спектаклями травили байки, рассказывали интеллектуальные анекдоты, каждый раз разыгрывая представление для коллектива.
Тогда же ему довелось репетировать «Дядю Ваню» на одной сцене с итальянским артистом Марчелло Мастроянни, всю жизнь мечтавшим сыграть хотя бы эпизод из пьесы Чехова, несмотря на языковой барьер. Правда, идея театральной постановки сменилась съемкой фильма «Очи черные» по чеховским рассказам, с Мастроянни в главной роли, режиссером был Никита Михалков.
После раздела труппы Владимир Стержаков ушел с художественным руководителем Олегом Ефремовым во МХАТ имени Чехова.
Актер рассказывает, как однажды в цирке на Цветном бульваре неделю замещал известного конферансье Завена Мартиросяна, заболевшего и потерявшего голос, объявлял номера артистов:
— Это был интересный опыт, погружение в яркий цирковой мир, наполненный многочисленными суевериями. Все это время сам конферансье, с обмотанным шарфом горлом, сурово наблюдал из-за кулис, а в завершение сказал, что теперь в этом цирке у меня даже при аншлагах всегда есть два места.
В конце 90-х годов культуре было непросто преодолевать финансовые трудности, к которым постепенно присоединились сложности моральные, нравственные. В 2000 году после смерти Олега Ефремова Стержаков понял, что его представления об искусстве, театре и взгляды нового руководства разнятся. Он принял непростое решение – уйти. Но куда? Чем заниматься? За плечами столько лет в профессии, другой жизни он не знал, а энергии, здоровья и сил было еще хоть отбавляй.
— Это было страшное время, — вспоминает актер. – Сколько талантливых актеров сошли с дистанции, попросту спились… Творческий застой – это самое жуткое, что может быть. Кино не снималось, в коридорах известных киностудий висела паутина, и месяцами там никого не было.
Но Владимир Стержаков выдержал, хотя было очень трудно. Мыл подъезды, разгружал вагоны, торговал на рынке сигаретами и верил, что это смутное время пройдет. Сбылось: пришли и роли, и известность.

Об экране, хобби и женщинах

После вопросы артисту задавали из зала зрители, среди которых оказалось немало молодежи.
Спрашивали о роли в кино, принесшей популярность. Оказалось, что это была съемка не в фильме, не в сериале, а рекламе майонеза. Владимир Стержаков тогда только начинал сниматься в кино, но именно после выхода рекламного ролика его начали узнавать на улицах, в магазинах.
Интересовало партизанцев хобби артиста, занятия в свободное время.
— Я ненавижу город, асфальт, — отвечал тот. – Я ведь вырос на окраине. Поэтому мой досуг заключается в том, чтобы уехать в дикое, глухое место, как из сказки Берендея, на водоем, поставить палатку, взять с собой соли, сухарей и ловить рыбу, собирать грибы, ягоды. Если б не актерство, стал бы лесником.
Ему чужда так называемая «тусовка» среди тех, кто не сходит с экранов телевизоров, только по просьбе друзей появляется в ток-шоу. Критически относится к современным юмористическим шоу с плоскими шутками. В его семье, где растут два сына, просмотр подобных передач – табу.
Школьники спрашивали, как перебороть волнение перед выходом на сцену и страх публичных выступлений, особенно в первый раз. Ответ был таким:
— Ребята, актерскому мастерству, при наличии таланта, учат ежедневно по восемь часов. Как здесь дать простой совет? Не бояться невозможно! Занимайтесь в драмкружке, играйте в спектаклях, выступайте в творческих конкурсах. А первый раз выходить ужасно страшно! Хочется убежать, внутри пустота, перехватывает дыхание. Но если волнуешься, значит, живешь, это очень хорошо! Значит, это и есть ваша профессия.
Его самая любимая роль – в фильме «Валерий Харламов. Дополнительное время», в котором актера без проб утвердили играть легендарного тренера Анатолия Тарасова. Чтобы вжиться в образ, Стержаков пересмотрел множество кассет с записями игр советских хоккеистов, документальными материалами об игроках и тренере. А вот фильмы и сериалы со своим участием не пересматривает:
— Очень многие актеры, за редким исключением, ненавидят себя на экране. Не могут слушать свой голос, видеть себя. Я из их числа.
Задали вопрос и о личной жизни, о женщинах. Артист поделился, что нетерпим к «гламурным» дамам, увлекающимся пластическими операциями, «силиконовых, с трехсантиметровыми губами», как он выразился. К своей супруге Владимир долго присматривался, ухаживал:
— Мне отец всегда говорил, что жениться надо один раз и по любви. Я до 34 лет проверял себя. Когда повстречал свою будущую жену, первый год называл ее только на «Вы» и по имени-отчеству. Мы ходили в театры, я читал ей стихи, а потом понял, что без нее не могу. Мы уже отметили серебряную свадьбу, и я до сих пор не могу без нее.
В завершение встречи исполняющий обязанности главы ПГО Николай Кодин от лица местных жителей поблагодарил артиста за творческий вечер, вручив цветы и памятный подарок, искренне удививший Владимира Стержакова, – корень женьшеня, который является символом нашего города и изображен на гербе Партизанска. После все желающие на сцене могли взять автограф у артиста и сфотографироваться с ним на память.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора